«Ақмола облысы білім басқармасының  Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі  Айдабол ауылының жалпы орта білім беретін мектебі»  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  «Общеобразовательная школа села Айдабол отдела образования по Зерендинскому району управления  образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желіде

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

22.12.2017 ҚАЗІРГІ ЖАҒДАЙДА ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ОРТА МЕКТЕПТЕ ӘЛЕУМЕТТІК-ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ОҚЫТУЫ

MODERN STATUS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN MIDDLE EDUCATIONAL SCHOOL

Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние социально-психологического обучения в средней образовательной школе РК, основные функции современного учителя в свете реформирования образовательной деятельности.

Аннотация. Мақала білім беру қызметінің реформа аясында Қазақстан білім беру мектебінің ортасында әлеуметтік-психологиялық тренингтер, заманауи мұғалімнің негізгі функцияларын ағымдағы жай-күйін сипаттайды. Annotation. The article considers the current state of socio-psychological education in the secondary educational school of the Republic of Kazakhstan, the main functions of the modern teacher in the light of reforming educational activities. Интеграция отечественной средней школы в мировое образовательное пространство – проблема, которая является составной частью общенациональной проблемы реформирования образования в Республике

Казахстан. Их стратегических целей Государственной программыразвития образования: «Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в

достижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны» [1].

Для достижения поставленных целей определена необходимость решения следующих задач: -  формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. -    достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности

рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования

–      совершенствование содержания и технологий образования;

–         развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

–         повышение эффективности управления в системе образования;

–       совершенствование экономических механизмов в сфере образования [1].

Результаты международных исследований дают объективную информацию о состоянии образования той или иной страны в сравнении с другими странами мира на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования. Представительная выборка школ, участвующих в исследованиях, анализ тысяч программ и учебников различных стран по разным предметам, тестирование и анкетирование сотен тысяч школьников различных континентов мира, в том числе Казахстана, анкетирование тысяч учителей и

директоров школ - все это позволяет утверждать, что выявленные в ходе международных исследований факторы являются достоверными, отражают требования, предъявляемые к образованию в условиях перехода к информационному обществу, и могут быть положены в основу изменений школьного процесса обучения [2,16].

В исследованиях PISA, TIMS, PIRLS основное внимание уделяется не столько определению сформированности предметных знаний и умений, сколько выявлению способностей решать практико-ориентированные задачи на основе информации, предъявляемой в разных видах, выявлению тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем.

Результаты международных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам показывают, что в целом ряде дисциплин наши школьники не уступают своим зарубежным сверстникам и занимают призовые места. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международном сопоставительном исследовании TIMSS в

2007 году - 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран [1,49]. На улучшение показателей международных индикаторов качества образования направлена вся дальнейшая работа по реформированию учебной

деятельности. Но прежде чем, что-либо менять в школьном образовании, необходимо из всего многообразия социокультурных факторов выявить те факторы, которые оказывают существенное влияние на качество процесса обучения в новых условиях.

Выявленные в результате международных исследований факторы были систематизированы в

следующие группы:

Ø    факторы, связанные с личностью школьника и личностью учителя,

Ø    факторы, связанные с образовательной средой школы.

Выделение таких групп представляется важным вследствие того, что информационное общество ориентировано на личность, так как именно человеческий капитал является определяющим в развитии общества. Проведенную систематизацию факторов дополняют результаты исследований А. Н. Майорова, условно называемые «эффективная школа». На основе анализа различных моделей

оценки эффективности образовательных учреждений он объединил факторы, оказывающие влияние на результативность работы школы, в пять групп:

1.   факторы, которые школа может изменять (целеполагание, организация и условия труда, отношения в коллективе, обеспечение учебными материалами, соблюдение санитарных норм, кадровое обеспечение, разнообразие образовательных программ, социальная поддержка, материально-техническое обеспечение и др.);

2.  факторы, которые школа может изменять при определенных условиях (согласованное целеполагание, организация учебного труда, вовлеченность родителей, организация свободного времени и др.);

3.   факторы, на которые школа может оказать влияние (жизненные планы, личные качества, физическая подготовленность,

состояние здоровья, подготовленность к личной жизни и др.);

4.   факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях (способности, отношения в семье и др.);

5.    факторы, на которые школа не может оказать воздействия (биогенетические способности, уровень дохода семьи, социально демографические характеристики семей, половой состав и др.) [3,20].

Наибольший интерес представляют факторы, которые школа может изменять или оказать на них влияние. Факторы, связанные с личностью ученика, личностью учителя и образовательной средой школы, относятся именно к той группе факторов, на

которые школа может оказывать влияние (личность школьника и учителя) или изменять их (образовательная среда школы).

Систематизация выделенных факторов позволила объединить их в группы.

Первая группа факторов, связанная с личностью школьника, предполагает ориентацию процесса обучения на самостоятельность школьников, что позволяет им овладеть необходимыми в информационном обществе умениями и навыками и чувствовать себя

более уверенными в условиях неопределенности.

Вторая группа факторов, связанная с личностью учителя, обусловливает изменение позиций учителя, обеспечивает мотивационную готовность учителей к необходимым изменениям и желание их осуществлять. Это приводит к тому, что учитель может осуществлять более сложную профессиональную деятельность, включаться в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, предвосхищать последствия и нести ответственность за принимаемые изменения, просчитывать возможные риски, строить общественные отношения на основе взаимопонимания и партнерства.

Третья группа факторов связана с организацией образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками информации, что дает возможность школьникам и учителям использовать образовательный потенциал среды, интегрировать информацию, получаемую из среды, в контекст процесса обучения.

Выделенные факторы позволяют обозначить предполагаемые направления системных изменений школьного процесса обучения, которые необходимо осуществить для достижения нового качества образования [2,18].

К основным изменениям современного образовательного процесса относятся:

–                   изменение направленности педагогических целей на самореализацию личности школьника

– изменение содержания образования путем включения в учебный материал практико-ориентированных задач, предполагающих использование информации, представленной в различных источниках, а также путем включения надпредметных

программ;

–                   изменение характера взаимодействия учителя и школьников, ориентированного на организацию учителем самостоятельной работы школьников, развитие готовности учителя к изменениям процесса обучения;

–                   изменение используемых в образовательном процессе технологий обучения

- ориентация на использование информационных технологий в сочетании с технологиями развития критического мышления, проектными, исследовательскими технологиями, которые обусловливают овладение учителями новыми

профессиональными ролями (организатора, координатора, помощника, консультанта)

и предполагают командную работу преподавателей;

–                   изменение оценки достижений школьников на основе взаимодополнения количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов (портфолио, профиль умений, дневник достижений) [2,19].

Системные изменения школьного процесса обучения существенно меняют деятельность учителя: появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной

школе. Новые функции профессионально-педагогической деятельности учителя могут быть сгруппированы как ведущие, сопутствующие и соподчиненные. Ведущей функцией учителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном

процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования. Функция содействия образованию школьника проявляется в следующем:

–                   в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;

–                   

в выборе учителем образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативных технологий), не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей учащихся;

–                   в формировании учителем открытой образовательной среды, рассматриваемой как вид социокультурной среды и представляющей собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности отношений которых создаются пространство и

реальные или переживаемые условия образования школьника; открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных

жизненных проблем;

–                   в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных оценочных процессах (портфолио, дневник достижений, профиль умений и пр.) [2,20].

Наряду с названными выделяются соподчиненные функции деятельности учителя:

-                     функция проектирования, проявляющаяся в деятельности учителя в совместном со школьником проектировании индивидуального образовательного маршрута, которое состоит в проектировании условий образовательного выбора школьника (предметное

наполнение учебного плана; способ организации образовательной среды, заключающийся в концентрации ресурсов среды относительно учащегося или группы учащихся; система формализованной и аутентичной оценки, фиксирующей продвижение учащегося в образовательном процессе); управленческая функция, которая реализуется в двух направлениях:

–                   участие учителя в определении образовательной политики на двух уровнях: на уровне школы - при проектировании образовательной программы; на уровне местного сообщества, страны - при участии в общественно-педагогических дискуссиях по

актуальным проблемам современной школы и образования;

–                    координация деятельности субъектов образовательного процесса (коллег и

социальных партнеров учителя) [2,21].

Таким образом, согласно Стратегическому плану развития образования: к 2015 году переходный период завершен, и система образования

Республики Казахстан по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования должна соответствовать модели развитых стран. На текущий момент мы стоим на пороге глобальных изменений в результате реформирования образовательной деятельности. Ожидаемые результаты реформирования: по развитости системы образования Казахстан выйдет на лидирующие позиции среди стран СНГ; к 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.

Просмотров: 320


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст